Исследование мотивации в среде конструкторов инжиниринговой компании
предполагает сбор данных о генеральной совокупности типичных
представителей работников конструкторского подразделения. Единицей
анализа является индивидуум, которому посредством методов сбора данных
приписывается определенное значение по каждой переменной. Исследование,
проводимое в рамках данного проекта, относится к "срезовым",
характеризующим ситуацию в момент сбора данных. Для отслеживания
динамики мотивации под влиянием внешних переменных необходимы трендовые
обследования, позволяющие анализировать данные во временной перспективе.
Генеральная совокупность определяется
популяцией, состоящей из объектов исследования (конструкторов) и
ограниченной временем (январь 2005 г.) и местом (конструкторское
подразделение инжиниринговой компании). Список членов генеральной
совокупности, полученный из базы данных компании на конец 2004 г.,
представляет собой основу выборки. Для получения адекватной картины
мотивации конструкторов, в основу выборки не вошли те работники
исполнительского состава, которые являются стажерами и предпенсионерами
или пенсионерами (рисунок 1). Обе категории работников относятся к
временному штату. При этом в первой категории происходит постоянная
текучка, а вторая является основой для планируемого 30% сокращения штата
в первой половине 2005 г с целью снижения издержек. Поэтому
предполагается, что эти категории работников в ближайшей перспективе не
будут оказывать сильного влияния на мотивацию. Хотя при других
обстоятельствах необходимо было бы учесть и их.
 |
Рис. 1 Формирование основы для выборки |
С целью экономии времени и ресурсов для
проведения опросного исследования используется выборка из генеральной
совокупности. Для обеспечения репрезентативности выборки ее формирование
производится посредством стратифицированного отбора и случайного отбора
в каждой стратифицированной группе отдельно. Стратифицированным
критерием генеральной совокупности является должностной статус
(руководители и исполнители). Эти страты в выборке представлены
пропорционально (рисунок 2).
 |
Рис. 2 Формирование выборки |
Таким образом, в каждой должностной
группе генеральной совокупности членам присваивается порядковый номер и
производится случайный отбор посредством встроенной в Excel функции
"СЛЧИС", возвращающей случайное число от 0 до 1.
Уровень точности, с которой результаты
исследования описывают всю генеральную совокупность, также зависит от
размера сформированной выборки. Так как исследование такого рода в
организации не проводилось, то выборка должна быть достаточно большая.
Однако величина генеральной совокупности сравнительно невелика,
исследователь обладает некоторой информацией, а время и ресурсы
ограничены, то выборка принимается размером 21 человек, что составляет
60% от генеральной совокупности.
Построение критериальной базы,
описывающей генеральную совокупность, позволяет осуществить переход от
теоретических понятий к измеряемым показателям. Критериальная база,
построенная на основе факторов влияющих на мотивацию, приведена в
таблице 1.
Таблица 1. Критериальная база для оценки системы мотивации
Критерии | Показатели | Индикаторы | Шкала |
Компетентность |
Знания |
Образование (образование определяет уровень знаний, необходимых для успешного конструирования) |
|
Способности |
Должность (продвижение по службе в данной организации напрямую связано со способностями индивида) |
|
Штат (наиболее способных и необходимых сотрудников стараются зачислить в постоянный штат) |
|
Опыт |
Стаж работы в годах |
|
Желание работать |
Симптомы низкой удовлетворенности трудом |
|
Демография |
Пол |
|
|
Возраст |
|
|
Отдел |
|
|
Наличие жилья |
|
|
Характеристика потребностей |
Структура потребностей:
- Достижение
- Признание
- Содержание работы
- Повышение
- Политика компании
- Руководство
- Заработная плата
- Межличностные отношения
- Условия труда
|
|
Лояльность |
Приверженность |
Сознательная приверженность |
|
Вынужденная приверженность |
Справедливость |
Справедливость процедур |
Удовлетворенность потребностей |
Структура потребностей:
- Достижение
- Признание
- Содержание работы
- Повышение
- Политика компании
- Руководство
- Заработная плата
- Межличностные отношения
- Условия труда
|
|
Организация работы |
Технология работы |
Параметры работы:
- Разнообразие навыков
- Целостность работы
- Важность работы
- Автономность
- Обратная связь
|
|
Политика и практика управления |
SMART-требования к целям:
- Конкретность
- Измеримость
- Согласованность
- Реалистичность
- Определенность по времени
|
|
Сложность задач |
|
Методы аттестаций:
- Рейтинговый подход
- Сравнение достигнутых результатов с намеченными целями
- Метод "Критических событий"
- Метод повествовательного отчета
- Метод "Шкалы характерного поведения"
|
|
Измерение результатов:
- Экономичность
- Эффективность
- Результативность
- Этичность
|
|
Связь оплаты труда с результатами |
|
Руководство |
Стиль управления:
- Внимание к людям
- Внимание к производству
|
|
Типы лидерства:
- Восходящее
- Круговое
- Нисходящее
|
|
Организация работы |
Организационная культура |
Характеристики культуры:
- Ритуальные процедуры
- Коммуникации
- Физические формы
- Общий язык
|
|
Типы гендерных культур:
- Джентльменский клуб
- Казарма
- Спортивная раздевалка
- Отрицание различий между полами
- Поддержка женщин на словах
- Смышленые мачо
|
|
Факторы культуры:
|
|
Структура |
Характеристики структуры:
- Объем управления
- Иерархия
- Централизация
- Специализация
- Регламентация
- Единоначалие
- Коммуникации
|
- Сравнительная
- Номинальная
- Упорядоченная
|
Типы структур:
- Функциональная
- По типу продукта/услуги
- По географическому признаку
- Проектные команды
- Матричные
- Смешанные
|
|
Типы систем контроля:
- Механистическая
- Органическая
|
|
Выбор методов
Характер проблемы мотивации конструкторов требует сочетания
количественного и качественного методов для исследования, что позволит
сэкономить ресурсы и в то же время достаточно полно проанализировать
ситуацию. Предполагается количественный метод применить для измерения
показателей, отражающих особенности мотивации исполнителей, а
качественный для более глубокого исследования ситуации с управлением
мотивацией в конструкторском подразделении и выявления мер по улучшению
положения дел. Количественный метод помогает избежать противоречий в
аргументации и позволяет применять статистические методы для
подтверждения гипотез. Более того, есть возможность посредством
систематизированных методов прогнозировать динамику мотивации.
Результаты количественного исследования позволяют определиться с основой
для качественного метода, который наиболее точно отражает обстановку в
организации с точки зрения респондентов.
Опрос
Для сбора количественных данных, описывающих отношение конструкторов к
системе мотивации и влияние на него демографических и компетентностных
переменных, используется опрос выборки исполнителей.
Цель: Изучить структуру мотивации конструкторов в инжиниринговой
компании и оценить степень их удовлетворения параметрами работы.
Интерпретация понятий:
- Структура мотивации - разделение основных параметров работы на
"факторы мотивации", воздействующие на удовлетворенность человека своей
работой, и "гигиенические факторы", воздействующие на
неудовлетворенность.
- Конструкторы - работники конструкторского подразделения, относящиеся к исполнителям (рисунок 2).
Выбор подхода приведен в таблице 2.
Таблица 2. Выбор подхода
Подход | Критерии |
Доступность информации | Наличие ресурсов | Надежность и достоверность |
Очные интервью |
Респонденты могут отказаться высказывать свое мнение |
Недостаточно времени |
Опасность предвзятости и неискренности |
Опросы по почте |
Низкая доля ответивших |
Достаточно |
Большая откровенность Трудно проверить |
Опросы по телефону |
Достаточная |
Недостаточно времени |
Достаточная |
Панельные опросы |
Достаточная |
Недостаточно |
Достаточная |
Для проведения анкетирования используется
сочетание подходов. Очные встречи обеспечивают доступность
респондентов, а анонимность анкет повышают достоверность информации, а
использование письменных ответов экономит время.
Анкета обеспечивает сопоставимость
результатов благодаря требованию, чтобы все респонденты отвечали на одни
и те же вопросы. В результате обсуждений исследуемой проблемы с
тьютором и в электронной конференции спроектирована анкета. Анкета
начинается с преамбулы, содержащей цели опроса, сведения об
исследователе, инструкция по заполнению и гарантии конфиденциальности и
анонимности. При построении очередности вопросов в начале поставлены
вопросы, на которые легко ответить, а личные вопросы указаны в конце
анкеты. При этом сначала респонденту предлагается обозначить симптомы
низкой мотивации, наблюдаемые в коллективе, затем разрывы в системе
мотивации, а в конце оценить свою лояльность организации и отметить
компетентностные и демографические признаки.
В анкете используются в основном закрытые
вопросы, предполагающие наличие ограниченного набора ответов, среди
которых респондент выбирает наиболее подходящий. Закрытые вопросы
позволяют получать как "жесткие данные" (демография и компетентность),
так и "мягкие данные" (степень удовлетворения параметрами работы).
Полуоткрытые вопросы применяются для получения качественных данных
посредством включения варианта "Другое" в набор готовых вариантов
ответа. Выбор закрытых вопросов обусловлен ограничением по времени и
ресурсам, необходимых для сбора и анализа данных, и необходимостью
использования статистических методов обработки.
Проведение пробного опроса позволяет
обеспечить правильность формулировки вопросов. Таким образом,
предварительный опрос в отделе, где работает исследователь, помогает
выявить непонятность и сложность некоторых вопросов и оценить скорость
проведения опроса. Эта проблема решается посредством приведения
толкований терминов и переформулировки вопросов (например, расшифровка
факторов удовлетворения и неудовлетворенности трудом). Двусмысленные,
наводящие, гипотетические и отрицающие вопросы изначально не
используются.
Время проведения опроса выбрано согласно
договоренностям с руководителями. При этом учитывается возможность
участия в опросе респондентов, попавших в выборку.
Интервью и документы как источники данных
Исследование факторов, влияющих на
управление мотивацией конструкторов в инжиниринговой компании,
производится посредством выяснения мыслей, мнений, чувств и настроений
руководителей отделов конструкторского подразделения. Для сбора этих
качественных данных используется частично структурированное интервью и
изучение документов.
Цель: Выяснить и описать факторы, влияющие на управление мотивацией конструкторов в инжиниринговой компании.
Интерпретация понятий:
- Мотивация - это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения.
Неструктурированное интервью хотя и
позволяет собрать более "мягкие данные", но требует больших затрат
времени и определенных навыков исследователя. Поэтому применяется
частично структурированное интервью, предполагающее использование
заранее заготовленных общих и частных вопросов. В процессе интервью
можно изменять формулировки вопросов, отказываться от некоторых из них и
дополнять уточняющими вопросами. Время проводимых интервью составляет
от 30 до 60 минут.
Выбор респондентов осуществляется
посредством случайного отбора. С каждым респондентом проводится беседа, в
которой объясняется цель исследования, и как будут использоваться
результаты. В некоторых случаях для получения согласия интервьюируемого
используется поддержка ген/конструктора. Место проведения интервью
зависит от пожеланий респондента и доступности свободных кабинетов.
Для регистрации содержания интервью
применяется профессиональный цифровой диктофон, позволяющий не
отвлекаться интервьюеру во время собеседования и значительно ускорить
процесс обработки данных. Аудиозапись производится только с разрешения
респондента.
Разработана программа интервью с учетом
советов по определению очередности вопросов. Основой программы являются
открытые не "наводящие" вопросы, описывающие организацию работы
конструкторов. Закрытые вопросы используются для получения фактических
данных (например, о знании SMART-требований). С каждым последующим
интервью вопросы корректируются, таким образом, чтобы повысить качество
получаемых данных и понимание респондентом применяемых терминов.
Дополнительным источником данных,
раскрывающих контекст организации, являются документы (статьи, планы,
должностные инструкции и др.). Далее
|