Мотивация конструкторов в машиностроении (ч.5)
Первая цель исследования состоит в
установлении субординации мотивационных факторов в среде конструкторов и
общего уровня мотивации при данных условиях. Оценка уровня мотивации
показывает наличие симптомов, свидетельствующих о низкой мотивации и
слабом удовлетворении от работы. Ситуацию ухудшает тот факт, что эти
симптомы отмечают люди, которые относятся к основному человеческому
капиталу конструкторского подразделения.
При данных социальных условиях в среде
конструкторов заработная плата, достижение и содержание работы являются
ведущими специфическими мотивационными факторами. Оценка
удовлетворенности факторами выявляет интересный факт, что заработной
платой не удовлетворена большая часть конструкторов, а достижением и
содержанием работы менее четверти. Однако статистка вывода показывает
связь между симптомами низкой мотивации и достижением и творческими
возможностями работы (поддержкой инициативы). Таким образом,
стимулирующая роль заработной платы может быть правильно понята лишь в
связи с достижением и содержанием работы. В этот список также необходимо
включить "повышение" и "ответственность", так как эти аспекты сильно
влияют на мотивацию конструкторов низших категорий, являющихся
приемниками. Анализ показывает высокую неудовлетворенность этой группы
данными факторами.
Обратная связь и автономность, важные
элементы работы для создания возможностей мотивации и развития
конструкторов низших категорий.
Относительно проектирования работы
возможности возникновения высокой внутренней мотивации ограничиваются
неудовлетворительной обратной связью и автономностью. По модели Хэкмана и
Олдхэма эти параметры отвечают за чувство ответственности за результаты
и знание этих результатов. Это в большей степени относится к молодой
части персонала и низшим категориям конструкторов, так как у работников
старшего возраста нет сильной потребности профессионального роста
(повышения). Справедливость процедур способствует формированию
сознательной приверженности организации и возможностей мотивации.
Статистика вывода показывает умеренную связь справедливости процедур и
сознательной приверженности с количеством симптомов низкой мотивации.
Этот вывод согласуется с теорией справедливости. Возможно,
неудовлетворенность некоторых работников политикой компании снижает
сознательную приверженность, хотя явной связи не выявлено.
Материальное стимулирование, возможность
достижения и привлекательное содержание работы, а для низших категорий
дополнительно возможность продвижения по службе и высокая степень
самостоятельности, является эффективными средствами повышения мотивации
при условии адекватного проектирования работы и справедливости процедур и
политики. Этот вывод согласуется с двухфакторной теорией мотивации
Герцберга, где заработная плата относится к "гигиеническим факторам" и
не влияет на удовлетворение от работы. Лидирование заработной платы в
списке мотивационных факторов согласно теории иерархии потребностей
Маслоу скорее всего говорит о сильном влиянии внешних факторов,
обусловленных экономической ситуацией в стране, т.е. большой
неудовлетворенностью низших уровней пирамиды потребностей.
Модель мотивации конструкторов при
данных условиях основывается на сочетании экономических интересов и
потребностей в самоактуализации. Этот вывод согласуется с комплексной
моделью Шейна, которая учитывает переменчивость и многообразие мотивов
человеческого поведения. Для отслеживания изменения модели мотивации во
времени необходимо проводить панельные обследования и аттестации. С
течением времени может оказаться важным социальный аспект, без которого
невозможна творческая работа. Тем более что анализ показывает сильное
влияние на мотивацию некоторых респондентов "межличностных отношений" и
"условий труда". Вторая цель исследования состоит в установлении и
описании факторов, влияющих на управление мотивацией. Отсутствие
организационной стратегии, постановка высшим руководством непонятных и
недостижимых целей уменьшает возможности управления мотивацией.
Как показывает анализ, эти факторы
ограничивают способность руководителей эффективно выполнять функции
управления. Интеграция целей требует согласования деятельности
подразделения с целями организации. Теория планирования операций говорит
о том, что без стратегии невозможно эффективное планирование ресурсов и
спроса. Согласно общей модели согласования потребностей сотрудника,
работы и организации менеджер не может согласовать эти потребности, не
зная их. Низкий уровень компетентности руководителей в области
менеджмента негативно сказывается на управлении мотивацией.
В анализе показывается, что руководители
учитывают навыки и способности работников, но не умеют ставить SMART
цели, эффективно бороться за ресурсы, развивать персонал и оценивать
работу. Что подтверждают и сами работники. Это согласуется с теорией
ожидания, описывающей влияние этих факторов на силу связи между усилиями
работников и выполнением работы. Отсутствие связи между выполнением
работы и вознаграждением обусловлено отсутствием представительного
органа конструкторов на высшем уровне. Анализ показывает, что
руководители отмечают несправедливость заработной платы, отсутствие
переменной части и рычагов влияния, но при этом говорят о своей
неспособности изменить ситуацию. Поэтому предполагается, что такое
положение дел связано с отсутствием представителя интересов
конструкторов на высшем уровне.
Сложившаяся культура конструкторского
подразделения, характеризуемая соблюдением субординации и высоким
уровнем внимания к производству, снижает эффективность управления
мотивацией. Как показывает анализ, руководители не вовлекают персонал в
процесс принятия решений, неэффективно делегируют полномочия и не
считают нужным совершенствовать проектирование работы, акцентируя свое
внимание на производстве. Деятельность дирекции по персоналу не влияет
на управление мотивацией. В организации отсутствуют документы,
способствующие развитию системы управления мотивацией, а также стратегия
развития персонала.
Рекомендации
Последняя цель исследования состоит в
установлении практических мер по управлению мотивацией конструкторов с
целью повысить эффективность и результативность операций.
Учитывая, что на данный момент
доподлинно неизвестно какая потребуется глубина вмешательства, и как это
отразится на других аспектах деятельности, предлагается изменения
осуществить в два этапа. На первом этапе представляется целесообразным
ограничиться индивидуальным и командным уровнями изменений, а на втором
этапе перейти на организационный уровень. При разработке рекомендаций
используется модель шести шагов изменений и калейдоскоп изменений.
1) Экспериментальный этап (пилотное исследование в течение полугода)
- Сформировать осознание необходимости изменений у ген.
конструктора и дирекции по персоналу посредством предоставления
информации. Ген. конструктор изначально был озабочен проблемой низкой
эффективности и результативности операций и поддерживал данное
исследование. Дирекция по персоналу пытается заниматься планированием и
разработкой системы управления мотивацией и будет заинтересована в
изменениях, направленных на повышение мотивации персонала.
- Организовать ресурсную поддержку проекта посредством создания
руководящей коалиции, состоящей из ген. конструктора, исследователя
(внутреннего специалиста по изменениям) и руководителя дирекции по
персоналу. Определить роли изменений.
- Определить область для пилотного исследования с большой
вероятностью успеха изменений и согласовать с руководящей коалицией..
Этой областью ("лабораторией развития") может стать один из отделов
конструкторского подразделения, который обладает рядом характеристик:
руководитель имеет компетентность в области менеджмента и готов к
изменениям, большая часть коллектива готова быть приверженной
изменениям, ухудшение показателей деятельности отдела не будет
катастрофическим для подразделения.
- Создать временную проектную команду, которая будет реализовывать
пилотное исследование, и определить роли участников. В проектную команду
должны войти руководитель "лаборатории развития" и исследователь, а
также другие заинтересованные стороны, выявленные в процессе проведения
изменений.
- Определить зоны стабильности, которые будут служить якорями для
персонала. Здесь необходим тщательный анализ ценностей персонала.
- Организовать информационную поддержку руководителя "лаборатории
развития" способствующую повышению эффективности планирования операций и
интеграции целей. Реализуется посредством тесного взаимодействия ген.
конструктора и руководителя.
- Обеспечивать SMART-ованность целей, которые ставятся перед
персоналом. Цели должны быть последовательными и согласованными в
процессе двухсторонних переговоров.
- Уделять большее внимание обеспечению персонала действительно необходимыми ресурсами для выполнения работы.
- Ввести наставничество и консультирование с целью развития молодых
специалистов, подкрепленное моральным и материальным поощрением опытных
сотрудников.
- Перепроектировать работу персонала с целью повышения автономности
и улучшения обратной связи. Возможно, необходимо будет ввести новые
показатели выполнения работы.
- Применять аттестации с элементами круговой обратной связи, что
позволит получить более объективную оценку деятельности персонала. Это
особенно важно при планировании развития навыков и карьеры сотрудника.
Критерии оценки должны быть определенными и справедливыми. Руководитель
должен вовлекать аттестуемого в процесс и предоставлять только
конструктивную критику, не допуская перехода на личности.
- Разработать и внедрить прозрачную и понятную персоналу систему
связи между показателями работы и вознаграждением, учитывая контрольные
группы, с которыми они себя сравнивают. Дать руководителю возможность
самостоятельно распределять вознаграждения. Поддержка дирекции по
персоналу на высшем уровне позволит получить ресурсы для формирования
переменной части заработной платы.
- Чаще вовлекать персонал в процесс принятия решений, особенно если
эти решения как-то будут влиять на них. Здесь могут быть полезны
технологии "мозгового штурма" и кругового сбора идей.
- Обеспечивать справедливость процедур, предоставляя право выбора и
голоса, объясняя причины принятых решений и налаживая хорошие
межличностные отношения. Факторы справедливости должны по возможности
учитываться во всех аспектах управления человеческими ресурсами, что
позволит повысить сознательную приверженность персонала.
- Ежемесячно проводить совещание по проведению изменений для
планирования мер по решению возникающих проблем. Отслеживать поведение и
реакции персонала на изменения. Оценивать последствия изменений для
потребительского, операционного и финансового аспекта.
- Обеспечить определение промежуточных и конечных результатов
изменений и своевременную обратную связь для ключевых заинтересованных
сторон, чтобы поддерживать их приверженность. Необходимо заранее
согласовать ожидания. В случае неработоспособности инициатив в области
изменений необходимо пересмотреть некоторые из первоначальных этапов.
Экспериментальный этап позволит получить
опыт и навыки управления изменениями при небольшом риске. В случае
успеха проекта придание широкой гласности данного факта позволит
сформировать осознание необходимости изменений у большого круга
заинтересованных сторон и получить их приверженность.
2) Этап бенчмаркинга лучшей практики
- Сформировать осознание необходимости изменений у высшего
руководства посредством представления результатов пилотного
исследования. Здесь большую роль будет играть оценка затрат и выгод.
- Создать руководящую коалицию, включающую в себя ген. директора,
чтобы обеспечить достаточность ресурсов для изменений на организационном
уровне.
- Изменить состав временной команды, включив в ее состав ген.
конструктора и уполномоченного представителя дирекции по персоналу и
определить роли изменений.
- Разработать и внедрить единые для конструкторского подразделения
системы развития и вознаграждения персонала, включающую в себя
аттестации, структуры карьеры, обучение, систему показателей
деятельности. Утвердить разработанные системы ген. директором. Все
элементы систем должны быть согласованы и должны учитывать факторы
справедливости. Необходимо в оценку деятельности руководителей включить
показатели, отражающие эффективность управления человеческими ресурсами.
- Определить, какие организационные активы следует сохранить, чтобы обеспечить преемственность и построить хорошую практику.
- Организовать развитие компетентностей в области менеджмента
руководителей отделов, способных к обучению. Способность должна
определяться посредством круговой обратной связи. К руководителям
неготовым к изменениям (люди старше 65 лет) прикрепить зав. секторов,
которыми в будущем предполагается заменить их.
- Обеспечить ресурсную и информационную поддержку руководителей отделов, участвующих в изменениях.
- Ежемесячно проводить совещание по проведению изменений для планирования мер по решению возникающих проблем.
- Обеспечить определение промежуточных и конечных результатов
изменений и своевременную обратную связь для ключевых заинтересованных
сторон, чтобы поддерживать их приверженность.
- Оценить процесс изменений и осмыслить уроки.
Далее
|